Давайте поговорим об этом, но сузим тему. Я буду говорить про возраст 7-9 лет, и про работу в школе выходного дня. Русский как иностранный или билингвы.
Для тех кто не знает – школа выходного дня – это место, где эмигранты собираются для того, чтоб обучать своих детей русскому языку. Это не государственная школа с программами, требованиями и выпускными экзаменами. Занятия обычно проходят в субботу и воскресенье, отсюда и название.
Итак, у нас дети 7-9 лет. Вся группа примерно одного возраста. Конечно, лучше разделить такие классы по уровням. Ну хотя бы для того, чтобы вместе не сидели носители языка и РКИшники.
Если разделить не получается, то есть несколько стратегий. Раз уровень у всех разный, то, значит, что ученики – билингвы, т.е.они учат язык не с нуля, а что-то уже знаю, а билингвы — спектр. Помним об этом. Что делать? Начать с конца. Посмотреть, что в конце, как вы этого хотите достичь. Продумать этапы, как этого достичь.
Преимущество школы выходного дня – в конце года у вас нет аттестации, экзамена на выходе. Поэтому вы вольны делать все, что угодно.
Какие у меня есть идеи.
Идите маленькими курсами, маленькими проектами длинной 3-4 месяца.
Обязательно тестируйте всех детей, особенно в начале! Можно взять любой тест, главное, чтобы он проверял все виды речевой деятельности. Вы хотя бы знаете поглубже что происходит в голове ваших учеников. Такое знание помогает сориентироваться.
Может, для курса, который вы выбрали, вашим ученикам как раз и хватит знаний. Если у вас, например, курс упакован в постановку сказки “Теремок”, то там особой грамматики и не нужно. И говорить можно односложно.
Когда такая пестрая масса, лучше выберите себе один ориентир. Это может быть какой-то конкретный ученик. Или это может быть какой-то тест на выходе. Можно ориентироваться на средний уровень группы (вы же проводили тестирование, знаете среднюю температуру по больнице). Еще один вариант — это ориентироваться на сильных учеников, слабые выплывут сами (или утонут).
Но ориентир должен быть только один – работаем на него. К слову, этот ориентир можно же и поменять, если он вам перестал нравиться.
Какая еще может быть стратегия? Если у учителя в загашнике есть дополнительные упражнения (например, на чтение), то эти упражнения можно предложить ученику. Но когда он их будет выполнять? Нужно же запланировать отдельное время, чтобы он их делал? Когда? В какой момент урока? Пожалуйста, помните, что у вас не получится превратить групповую работу в индивидуальную! И на мой взгляд, все эти “дополнительные задания” – ни к чему не приведут. От них будет только стресс.
Вот история из моей жизни. Я проходила тренинг и нам дали группу детей-старшеклассников. У нас был ученик Данил. Очень хорошо говорил по-русски. Все было в порядке с падежами, и спряжением глаголов. Но он не умел читать и писать! Он был в группе со своими сверстниками-американцами РКИшниками. Они-то как раз хорошо читали и писали. Какую стратегию вы выберите?
Это было в общественной школе, в летней программе по русскому. У учителя не было особого выбора, как просто следовать выбранной программе. И не особо обращать внимания, если кто-то где-то просел. Вообще, в Штатах стратегия – помогать сильному.
Есть учебники, которые рассчитаны якобы на работу в разноуровневых группах. Смотрите сами. В таких учебниках вроде есть специальные упражнения для тех, кто не успевает с группой, и есть такие упражнения, которые рассчитаны на очень сильных учеников. Но! Все-равно присутствует какой-то уровень, на который учителя ориентируются. И именно про этот уровень я и говорю. В описании я оставлю ссылку на обзор учебника из Германии, который создан именно для разноуровневых групп. Но с такими группами все-равно тяжело работать. Лучше разделить по уровням.
Итог. Работа в группе, где у учеников разный уровень владения языком — это сущий ад. Такие группы лучше делить по уровням. Ну а если не получается поделить, то – желаю не скончаться преждевременно от стресса. Всего хорошего!