Продолжаем серию гостевых постов. Что делать, если дети молчат на уроке, рассказывает Екатерина Климченко.
Начало можно почитать по ссылкам: День 1, День 2, День 3, День 4.
Возможно, самые трудные случаи молчунов на уроке — это упертые саботажники, которые выкрикивают с места и прячутся под столы. (Случаи особо трудные, требующие вмешательства администрации, как создание отдельной группы или присутствие помощника, мы не рассматриваем.)
“Подстольные” саботажники играют с вами в прятки. Если не фокусироваться на том, что они сидят под, а не за столом, то многие из них вполне вписываются в урок. Залез под стол — с “удивленным видом, вытянувшимся лицом и пожимая плечами” (для всех остальных детей) положите ему туда же рабочий лист и протяните карандаш: “на здоровье, раз тебе так удобнее”. Т.о. вы даете другим невербальную оценку его действий, которую он, кстати, не видит, 🙂 и ставите детей в ситуацию выбора: присоединяться к вам, кто уже оценил поведение, или к нему. Ну а большинство детей стараются “быть хорошими”. Если же вы еще и игрушку припасли, от имени которой можете говорить, спрашивать, давать задания другим голосом, то любопытство и желание узнать, что же он пропустил, вытянет саботажника из-под стола.
Молчунов, перетягивающих внимание на себя выкриками, можно попробовать нагрузить “молчаливыми” заданиями типа “покажи на себе”, “скажи без голоса”, “скажи за соседа” или приобщением к вежливому “дежурству”, например, раздать что-то или собрать. Отмечу, что это не всегда и не во всех аудиториях работает: иногда такой рутиной занимается всегда один и тот же заранее выбранный староста, и если попросить кого-то еще, то в ответ можно получить законное непонимание или даже возмущение. Тогда стоит поискать другие варианты. Можно попросить выучить (с родителями !) слова для выкриков: хорошо, молодцы, отлично, и обращаться к ребенку, когда хотите похвалить других. Получится, что он хвалит, а ему — только спасибо. А хвалите вы только за работу и внимание, а за помощь благодарите… Еще можно (так же заранее) выучить фразу-речевку к игре или какому-то заданию следующего урока, и в нужный момент попросить плохоговорящего молчуна поучаствовать. выученным. Если разбросать такое участие по частям урока, то ребенку волей-неволей придется следить за его ходом, а откликаясь на ваши просьбы он будет чувствовать, что участвует в процессе и свыкнется с ситуацией. Привыкнув, перестанет не к месту кукарекать или, по крайней мере, станет кукарекать по-русски. 🙂 Что и требовалось.
Что изменить в планировании. Добавить времени в орг-моменты. И всегда лучше супервизировать подобные сложные длящиеся ситуации совместно с начальством. (Особенно, если с начальством хорошие отношения.) Потому что такое поведение детей — реальная потеря времени урока и не всегда можно сразу определить насколько серьезна ситуация. В некоторых случаях имеет смысл открыть отдельную группу, но завуч или директор, чтобы принять решение, должны знать степень создаваемых помех другим детям. К тому же, если в какой-то части саботажа кроется не только борьба за ваше внимание, но и борьба за всеобщее внимание, т.е. борьба за власть в группе, то присутствие “начальника” на уроке может магически усмирить такого ученика. Потому что они интуитивно остерегаются борьбы с недоступным, а директор как раз и занимает такую позицию. И если при директоре дети ведут себя нормально, то потом можно попросить поприсутствовать на уроке (или хотя бы его части) сотрудника-мужчину. Чужие дяди в классе иногда тоже усмиряют саботаж одним своим присутствием. Ну а разорванный устоявшийся рисунок поведения — уже шаг в нужном вам направлении. 🙂